Авиационный бензин отечественного производства: мифы и реальность
Несостоявшееся импортозамещение
Де-факто производство авиационного бензина отечественными НПЗ прекратилось ещё в начале 2000-ых - и с тех пор родная "малая авиация" летает либо на сугубо импортном авиабензине 100LL, либо на компаундированных смесях, от него в цене не особо отличающихся. Мотивация производственников, в принципе, может быть по сути сведена к известной фразе про "визга много, а шерсти - мало": российский объём рынка авиатоплива для поршневых двигателей не сравним по тоннажу с бензином "обычным", автомобильным. Соответственно, ввод в строй специализированных линий требует слишком долгого срока окупаемости, что бизнесу малоинтересно. Кроме того, производство авиабензина по определению связано с использованием в качестве топливной присадки тетраэтилсвинца (ТЭС), что дополнительно усложняет производственные цепочки и повышает "цену ошибки" в случае перекрёстного использования транспортировочной тары (следы ТЭС в автомобильном топливе фатально сказываются на каталитических нейтрализаторах в системе выхлопа современных авто).
Текущее состояние дел
По сути, имеющаяся в стране оптовая торговля бензином для малой авиации практически полностью "завязана" на импортный 100LL - и отдельные частные предприятия с собственным производством здесь какой-либо существенной роли не играют. Более того, неоднократные "увещевания сверху" на тему "отечественным НПЗ следует возродить крупнотоннажное производство авиабензинов" к кардинальному изменению ситуации не привели: эпизодические производимые "экспериментальные партии" оказывающегося на рынке топлива на поверку выходят дороже импортного авиабензина, после чего интерес к ним мгновенно пропадает.
Кажется совершенно очевидным, что до тех пор пока на законодательном уровне не будет разработана целевая программа (включающая продуманную налоговую составляющую), ориентированная на развитие этого сегмента топливной отрасли - положение не изменится ни на йоту. Меры же "сугубо запретительного характера" (то есть в той или иной форме законодательное ограничение на продажу/использование импортного авиабензина) попросту уничтожит и так "дышащую на ладан" малую авиацию: в нынешних условиях оптовая цена на приобретаемый ею авиабензин в разы выше цен на примерно сопоставимые по параметрам бензины автомобильные. То есть отказ от импортного авиабензина просто-напросто поставит существующую малую авиацию "на прикол" в аэропортах - и не более того.